Перейти к содержимому

03.04.2014

25

Ульф Экман, или в чём католики впереди протестантов

Огромный резонанс в христианских кругах всего мира вызвал переход известного протестантского пастора Ульфа Экмана в католичество. Я считаю, шум на пустом месте: он же не перешёл из одной веры в другую. Церковь — одна, а как она называется — дело десятое. Разделение на католиков, протестантов и православных — как три двери в одном троллейбусе. Не особо важно, в какую дверь заходить. Кому как удобнее.
Некоторые отличия, разумеется есть. Я много лет ходил и в католическую церковь, и в протестантские. На основании моих личных наблюдений, вот  преимущества католиков перед протестантами (недостатки и просто отличия в этом посте я не затрагиваю).

Слово Жизни Москва

Ульф Экман в Москве

 — минимизирован человеческий фактор
Протестантские церкви часто зависят от отдельных людей. Один человек стоит во главе общины, и община процветает. Его сменяет другой, с меньшей харизмой и меньшим организаторским талантом, и церковь проходит в упадок. У католиков такое невозможно. Их церковь стоит не на способностях конкретного человека, и служитель там — не лидер и не начальник, а слуга. В истории есть примеры, когда служителями становились случайные люди, иногда даже неверующие. Сейчас такое невозможно, но 300-500 лет назад случалось. И церковь выстояла. Протестантские церкви же с самого начала опирались на сильных личностей. Так происходит и в наше время.

— нет клановости
В современных протестантских церквях ситуация напоминает молодёжные компании и сообщества в учебных заведениях: есть определённые привилегированные круги, соревнующиеся между собой, и множество людей, стремящихся в эти круги попасть или занять в них более высокое положение. Идёт подковёрная борьба с интригами. Это может быть соревнование между разными церквями, разными «кланами» в одной церкви или несколькими людьми в одном «клане». Особенно когда речь идёт о приближённых к пастору, прославлении или каких-то медиапроектах.
У католиков таких закрытых кругов с подковёрной борьбой за престиж я не видел. Думаю, это оттого, что католики в принципе не страдают лидерскими амбициями.

— первый ряд
Мелочь, но довольно показательная. Кто в протестантской церкви обычно сидит на первом ряду? Как раз эти самые привилегированные: помощники пастора, разные лидеры. Крутые, то есть. А у католиков впереди сидят дети. Или пожилые. Или недавно пришедшие. Или кто угодно. Нет мест, которые бы считались престижными. Тем более, места на первом ряду ничем не отличаются от мест на любом другом.

Внутри католического собора

Месса в городе Седльце, Польша. 2008. Я за кадром.

— служители
Слово «служитель» — синоним слова «слуга». У католиков всё именно так: священник или любой другой служитель — как официант, приносящий духовную пишу. У протестантов — с ног на голову: пастор или другой крупный служитель там — среднее между большим начальником и кинозвездой. У него есть власть, он постоянно разрывается от занятости в очередных проектах и мероприятиях, зато регулярно рекламирует свои свежие книги и проповеди. Сравните католического священника, который всегда найдёт для вас время, уделит внимание, и протестантского пастора, до которого дотянуться — как до звезды.
У католиков, чтобы стать священником, нужно отказаться от всего, что мы привыкли ценить в жизни, и посвятить себя служению другим. Привилегиями и властью тут не пахнет. В церковной иерархии какие-то привилегии начинаются на постах не ниже архиепископа, но это уже совсем другой разговор.
У протестантов же крупные и не очень служители походят на топ-менеджеров с их властью, престижем и другими атрибутами.

Палаточный лагерь

Месса, которую проводил Папа Бенедикт 16 в 2005. Присутствовало около миллиона человек. Все устали, но довольны. Поле около Кёльна. Я справа.

— работа с молодёжью
Кто не знаком с католической церковью изнутри, те ассоциируют её с чем-то старческим, скучным, несовременным. Напрасно. Благодаря Иоанну Павлу 2 работа с молодёжью проводится на таком уровне, что даже ультрасовременная по московским меркам протестантская церковь «Слово Жизни», прихожанином которой я сейчас являюсь, сильно отстаёт. Множество мероприятий, лагерей, служений, инициатив. Именно будучи частью католической молодёжи я впервые побывал за границей, видел вживую Папу Бенедикта 16, был в концлагере Аушвиц, участвовал в сборнике католического тяжёлого рока, много ещё где был, чего видел и делал. Ни одна из мне известных протестантских церквей не приблизилась к такому уровню.

Молодёжь у входа в старинную церковь

Делегация католической молодёжи в Германии, 2005 год. Я слева сзади.

Ещё раз — здесь я не затрагиваю недостатки и просто отличия. А к вышеперечисленному отношусь философски и не делаю выводов, что кто-то лучше или хуже. Да и не это важно. Церковь — едина, а общин много, и среди них нет идеальных. Я более чем доволен тем местом, где сейчас нахожусь. А Ульф Экман наверняка доволен своим выбором. Вполне возможно, что вышеперечисленное тоже сыграло в этом свою роль.

Related posts:

Узнайте больше из Всякая всячина
25 комментариев Написать комментарий
  1. Андрей
    Апр 3 2014

    Сами латиняне никогда не согласятся с концепцией одного троллейбуса с разными дверями и обоснованно. Что касается перечисленных достоинств, то большая часть из них справедлива и для православия. Кроме работы с молодежью.

    Ответить
    • moskvich
      Апр 3 2014

      В любой общине есть люди, которые не согласятся. И называется это «Когда я был младенцем, то по-младенчески
      говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески
      рассуждал». Моя церковь права, а все остальные — нет.

      Ответить
      • Андрей
        Апр 4 2014

        Я говорю не об отдельных людях, а об учении всей РКЦ в целом. Младенчество тут не причем, этому учению нескольким менее 2 тысячи лет. В понимании ортодоксальных юрисдикций не существует понятий «моя церковь», «остальные церкви». Есть только одна Вселенская Церковь, состоящая из поместных и автокефальных церквей. А за ее границами — множество раскольнических групп, самочинных собраний, сект.

        Ответить
  2. Апр 4 2014

    А я бы, отовсюду взяла бы самое полезное и основала бы одно общее, планетарное религиозное направление! :-)

    Ответить
    • moskvich
      Апр 5 2014

      А ещё — основать государство с идеальным социальным устройством и чтобы был мир во всём мире )))
      Даже если была бы такая планетарная религия, она была бы придумана людьми и поэтому не выполнила бы главной своей задачи: спасения душ. Люди сами себя спасти не могут.

      Ответить
  3. Я соглашусь лишь отчасти: согласна лишь с тем, что все веры имеют одну цель: приблизиться к Богу. Однако это не двери одного троллейбуса. Более того, эти троллейбусы даже не останавливаются на одних остановках. Протестанты далеко не такие, как Вы их представили. Во всяком случае, не все! Нет у них культа личности. Скорее наоборот, это в православии целуют руки, падают на колени, идолопоклонствуют…

    Ответить
    • moskvich
      Апр 9 2014

      По сравнению с православными и их поклонением мощам действительно нет :) Имею в виду что пастор обычно начальствует над людьми как босс.

      Ответить
  4. Апр 9 2014

    Живя на Сицилии я ходила в католическую церковь. Деление христианской церкви не от Бога. Оно от людей, рвущих власть и борющихся за деньги и влияние на массы людей.

    Ответить
    • moskvich
      Апр 9 2014

      Совершенно согласен. Чем больше людей в этом убеждены, тем крепче церковь.

      Ответить
  5. MXX
    Апр 12 2014

    Автор пишет все только о внешней стороне церквей,об иерархии,об устройстве,и ни капли о духовности,ну вообще нет.А суть то,главное то,чему учил Христос,забыл?А может потому,что духовности то в этих церквях(особенно в протестантской) и нет практически,а?Места,ряды,клановость,работа с молодежью и т.д.,такое ощущение,что говорим не о Доме Божьем,а о какой-то общественной организации.Не?Не складывается такое ощущение?Ну ладно,суть не в этом.Отличия между Православными,Католиками и Протестантами ЕСТЬ,и они ОГРОМНЫ.Но если смотреть в том ключе,в котором смотрит автор,то есть лишь на внешнюю оболочку,на клановость,иерархии,места в храмах,работу с молодежью и т.д.,что не суть то важно на самом деле перед Богом,то да,складывается впечатление,что это три разных двери в один автобус.НО ЭТО СОВСЕМ НЕ ТАК.Просто не туда автор посмотрел.И не знает и как посмотреть то туда,куда нужно,потому что ни в католичестве,ни,тем более в протестантизме куда нужно -не смотрят.Так вот,нужно смотреть не на ту разницу,на которую автор указал,разницу в физических отличиях,а на разницу ДУХОВНУЮ,на разницу в ПОНИМАНИИ УЧЕНИЯ ХРИСТА,А вот эта разница ооочень сильно велика.Например вот СПАСЕНИЕ.В протестантизме для того,чтобы спастись,достаточно верить,и ВСЕ.Протестанты считают,что Христос своим распятием искупил все грехи людей,которые поверят в Него.Искупил грехи прошлого,настоящего и БУДУЩЕГО(!!!).То есть я могу грешить,все прощено уже всеравно,только верь и все.И каяться и сожалеть и делать доброе,и МЕНЯТЬСЯ ВНУТРЕННЕ ,бороться с собой,со своими страстями,со своими мыслями желательно,но совсем даже не обязательно,достаточно всего лишь верить,и все,ты прощен и спасен.Посмотрите,как удобно ,правда?Но человек элементарно пропадет,следуя таким принципам.И в Православии понятие спасения и веры.Это же совсем разные вещи.Для спасения не достаточно человеку лишь веры.Вера без дел мертва.Не достаточно и добрых дел вместе с верой.Человек должен помимо всего этого каяться,ИСКРЕННЕ сожалеть о своих грехах,бороться постоянно с собой,со своими мыслями,со своими желаниям,со своими страстями.Ибо как можно возлюбить Бога больше всех,когда мы прежде больше всех свои страсти и привычки,привязанности (не только физические,но и моральные и духовные)любим?Нельзя служить двум господам.Нельзя служить страстям и Богу.Поэтому нужно постоянно бороться с собой,по мере всех своих сил,а если не получается,то молиться,чтоб Господь еще на это сил дал.Даже великие Православные Святые чувствовали себя недостойными Царствия Божьего,считали себя грешниками.А Протестантам достаточно просто верить,и все,ты спасен и достоин Царства Божьего.ВИДИТЕ,КАКАЯ НА САМОМ ДЕЛЕ ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА,И В ЧЕМ ОНА СОСТОИТ?И это только один примерчик,а их на самом деле ооочень много можно привести.Вот где нужно различия смотреть то,а не в работе с молодежью и иерархиях ,и в рядах стульев.Автор,вы прошли через Протестантизм,и Католичество.Давайте,сделайте решающий и самый важный и тяжелый шаг -к Православию.Не слушайте никого,Православие сейчас очень сильно дискредитируется.Плюйте на всех злопыхателей,идите своим только умом.Вам будут препятствовать,очень сильно,но вы идите все равно.Разберитесь,почитайте,святоотеческую литературу почитайте,после переосмысления Евангелия.Добра вам и мира.

    Ответить
    • moskvich
      Май 30 2014

      По моим наблюдениям, главная причина, по которой знакомые мне люди не хотят становиться православными — что православные пьют, курят, сожительствуют и матерятся и это даже не считается зазорным. Всё в порядке вещей, при том, что эти самые люди регулярно посещают службы и исповеди и у них даже не возникает никакого чувства противоречия. Такая вот «святая жизнь» и отталкивает от православия.

      Ответить
      • MXX
        Май 30 2014

        а при чем здесь грешный ЧЕЛОВЕК,и православие? Если человек грешит,он сам лично будет отвечать за свои грехи,а если он так сильно грешит,называя себя православным,значит видимо будет отвечать вдвойне.Зачим судить о Боге по грешным людям?В православие человек что,к людям приходит?Или к батюшке?Нет,человек приходит к Богу,а уж за свои грехи КАЖДЫЙ человек будет отвечать за себя.

        Ответить
      • MXX
        Май 30 2014

        Да,и вы мне скажите,а католики не грешат?А протестанты не грешат,да?Не пьют не курят,не сожительствуют?Посмотрите на США-вся страна называет себя протестантами.Как вам американский образ жизни,потребительство?АТак говорите,будто в православии собрались самые алкаши,курильщики и блудники.Это не так,этого везде хватает.И в какой вообще,скажите мне религии,не грешат?Ислам?Буддизм?Кришнаизм?

        Ответить
      • Андрей
        Май 30 2014

        Это не члены православной Церкви. Если человек сожительствует, то его отлучают от причастия, то есть он не может считаться членом Церкви. Из известных мне православных прихожан время от времени прибегают к сквернословию буквально несколько человек, это крайне редкое явление. Курение и употребление алкоголя не есть грех.
        Гордость, тщеславие, немирность, невоздержанность в словах, зависть, резкость и прочие страсти конечно есть среди православных, так они для того в Церковь и пришли, чтобы от этого избавляться.
        А что до грехов открытых и грубых, типа блуда или пьянства, то такое крайне редко бывает, т.к. это препятствие для участия в евхаристии.

        Кстати, среди неопротестантов, по моим наблюдениям, это все гораздо сильнее распространено.

        Ответить
    • Александр
      Мар 23 2015

      Я сам протестант и меня с детства учили ровно тому что Вы написали про православное учение,не вижу никакой огромной разницы. И сейчас когда я вырос ничего не изменилось, и теперь уже я учу молодежь именно этим принципам,абсолютно так,как Вы написали про православие. Вера без дел мертва,важность покаяния и покаяния искреннего,невозможность служить двум господам…этому Библия учит,а не православие или протестантизм,у нас такая же Библия как у вас или католиков. Среди протестанстких течений очень много сектантских,просто не нужно всех под одну гребенку. Для меня и протестанты,и католики и православные — братья во Христе,всегда больно смотреть когда идут всякие диспуты,споры и между нами (опять таки, речь не идет о православных или протестантских сектах Деление христиан не от Бога,от людей. В конце жизни будем отвечать перед Богом,а не перед православными или протестантами. Всех благ,будьте благословенны.

      Ответить
  6. нюша
    Апр 14 2014

    Если бы автор взял интервью у человека, который ходил в протестансткую. католическую и православную церковь. И знал все изнутри, было бы интересно. Хотя вообще обидно, что суть одна, а церквей много и все воюют с друг с другом. Даже внутри одной потестантской церкви сколько разных направлений.

    Ответить
    • ВК
      Ноя 8 2014

      Братья, Серстры! Посмотрите Осипова Алексея Ильича лекции.
      Он очень просто, на пальцах объясняет разницу между
      православием, католичеством и протестантством.
      НЕ между православными, католиками и тд. Везде есть светлые
      и есть заблудшие!
      И еще очень популярно объясняет ошибки людей в самом
      православии!
      ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЛЮБВИ И СМИРЕНИЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

      Ответить
  7. Светлана
    Янв 11 2015

    Спасибо за статью, интересный взгляд.
    Мы всей семьей перешли в католичество из общины протестантов так же как Ульф — в марте 2014.
    20 лет мы были протестантами. Это годы духовного роста, хорошего общения и… разочарований во всей системе, где нет единства,где каждая община сама себе церковь, а не часть Церкви, а каждый пастор — папа.
    Мне понравились слова Ульфа Экмана: Став католиком, я почувствовал, что не на меня опирается Церковь, а я опираюсь о Церковь.

    Ответить
    • moskvich
      Янв 13 2015

      Очень здорово читать такие свидетельства. Скажите, вы приняли учение о чистилище, о непорочном зачатии и вознесении Девы Марии? Для протестантов это, наверно, самый сложный вопрос. Как он решился у вас?

      Ответить
  8. Мар 4 2015

    Попал случайно. У каждого своя дорога перед Ним. Многие удивятся попав на 7 небо Престола Божьего, что Создатель неба и земли, Творец океанов и морей, звёзд и галактик, творец человечества и всего прогресса человеческого мира, совсем во многом не такой как его представляют многие верующие и неверующие. Всемогущего Бога нельзя поставить в духовном плане в рамочку, нельзя поймать на крючок и двигать Им. Хозяин Барин, появляется там где хочет независимо от мнения людей. Человек это не робот и не марионетка как в фильме ,,Матрица,, Ты строитель своей судьбы. Твоя сегодняшняя жизнь это результат твоих прошлых мечтаний и образов. Бог Авангарден и Прекрасен, жизнь с Ним захватывает дух словно полёт на реактивном ангельском самолёте в мир вечного невероятно реального красивого мира. Ты даже не можешь представить насколько человечество ограничивает Его любовь и сверх естественную Его сущность. Свою жизнь надо строить не на дисках и книжках, а на тех откровениях, которые тебе лично даёт Всемогущий Духом Святым и фундамент это Слово Божье, а не пастырь и книги чужих людей. Это твоя жизнь, твоя судьба на этой планете и ты строитель своего счастья. Накладные за свою жизнь пред престолом Божьим, каждый предъявит пред Всемогущим именно за себя. И многие будут шокированы, что их ние враги вместе с ними будут находится в Раю седьмого неба, нереально красивого вечного мира. И помни, что человек это не робот, каждый человек это личность и у каждого есть своё мнение, Бог присоединил к плоти человека мозги, которыми нужно думать. Сверх естественная его сила начнёт действовать тогда, когда ты сам захочешь и дашь Ему согласие. Книги и пастыря, это всего лишь частица Божьего элемента, они могу также ошибаться. И позитивный контроль над человечеством может не принуждённо создавать только Бог, повторю НЕПРИНУЖДЁННЫЙ КОНТРОЛЬ ВСЕМОГУЩЕГО НАД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ. Программировать человека не имеет право ни одна религиозная система и не один пастырь. Звезда может быть только на эстраде, но самая Главная Супер Мега Звезда, это Спаситель воскресший из мёртвых, который взял ключи ада и смерти. И поклоняться нужно только Творцу неба и земли, Хозяину который создал этот мир.
    Ариведерчи.

    Ответить
    • Светлана
      Мар 5 2015

      Интересный пост, интересные размышления.
      Вы пишите про мозги, которые даны, чтобы думать самим. Безусловно. Еще у нас есть совесть — некое подобие божьих установок для нас.
      Но христианство это прежде всего учение. Учение, полученное от Господа. Если вы верите в Спасителя Иисуса Христа, должны так же понимать, что Он оставил учение. Для того и собрал учеников вокруг себя. И эти ученики первыми понесли благую весть людям.
      И они тоже ошибались, и между ними тоже были разногласия. Но знаете что, это ведь не означает, что не нужны пастыри, наставники, книги. Церковь та, которую насадил Он хранит самое главное почти два тысячелетия. Сказано. что врата ада не одолеют ее. О чем это? О том, что несмотря на разногласия и ошибки, Бог не допустит, что его дети останутся без водительства Духа Святого.
      Как вы думаете, возможно вне Церкви сохранить веру? Я думаю нет. Иначе для чего Господь постановил ей быть? Для чего , как сказано в Писании, одних поставил апостолами других учителями, третьих пастырями…зачем даются различные дары Духа Святого (кому пророчество, кому слово знания и т.д…) если каждый сам по себе может ходить пред Богом и получать все духовные дары в полноте единолично? Нет. Это искажение представления о Боге, Его воле. Это губительное обольщение.

      Ответить
    • MXX
      Мар 5 2015

      Вот именно ТАК и создаются всякие ереси и секты.Когда человек говорит-«зачем мне пастыри-батюшки?Зачем мне толкования Святых Отцов?Я и сам прекрасно разберусь…»…Ага,и разбирается так,что в итоге уходит в ересь,либо в секту.Вы уверены что сможете ПРАВИЛЬНО понять все,что написано в Новом Завете?Без толкования православного христианства,сами?Уверены?Вы уверены,что не заблудитесь?Вы будете искать не истину,а то,что будет приятно вашей душе.Я уже так пробовал.Прочитал ,и давай размышлять сам.И в итоге на несколько вариантов толкования,которые приходили мне в голову,я выбирал тот,который мне больше был по нраву,проще,приятней,льстил мне и т.д. В итоге когда узнал единственное правильное толкование,толкование православных святых отцов и богословов церкви-я охренел.Оказалось,что мое понимание христианства ДАЖЕ БЛИЗКО не лежало к истинному его смыслу.Я впал в такую ересь…Хотя мне казалось все логично железобетонно,все предельно просто и ясно,и я удивлялся,как вообще можно тут что-то не понять.А оказалось все совсем не так(((Так что не говорите ерунды и не смущайте людей.А то каждый,без помощи пастырей и т.п. сам себе тут знаете чего понатолкует сейчас-за голову схватиться можно…Хотите это на свою совесть взять?

      Ответить
      • Светлана
        Мар 5 2015

        Я с вами совершенно согласна! Хорошо написали.
        Подобные речи на самом деле приходится слышать довольно часто. И со стороны на первый взгляд они безобидны. Ну человек же верит в бога, восхваляет и превозносит его (пишу с маленькой буквы,т.к. не понятно, в какого бога/богов веруют эти люди), провозглашает христианские ценности, говорит о любви и т.д…Но на самом деле вы правы, это губительная ересь, уводящая человека в противоположную от Бога сторону, незаметно, шаг за шагом.

        Ответить

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика