Перейти к содержимому

29.02.2016

Интервью с музыкантом и композитором Петром Терменом

В Москве живёт немало известных и интересных людей. С одним из них мы сегодня побеседуем.

Пётр Термен известен как поэт, композитор, исполнитель на терменвоксе, а также как правнук великого физика и музыканта, «русского Эдисона», отца электронной музыки Льва Сергеевича Термена.

Если имя Пётр Термен для вас новое — добро пожаловать в Википедию; если не знакомы с таким инструментом как терменвокс — Гугл вам в помощь. А мы начинаем.

YzhLXbc5arY

Прежде всего расскажи, что у тебя нового произошло за последний год и чего ожидаешь в ближайшем будущем?

Особых изменений не произошло. Продолжаю работать в том же направлении, что и год назад. Проекты разные — образовательные, творческие, просветительские. График достаточно плотный. Продолжим развивать проект Школы терменвокса, «Терменвокс за 24 часа», расширять географию образовательных проектов. Отдельное место занимает, конечно, моя собственная исполнительская деятельность, есть много планов и, следовательно, очень много работы.

Ты родился и вырос в Москве, но последние месяцы больше времени проводишь в Санкт-Петербурге и живёшь на два города. К какому из них больше лежит душа?

Ну, следует учитывать, то что для нашей семьи Санкт-Петербург — это не новый город, а историческая родина для русской ветви. Мне довольно сложно так уж однозначно разделить эти два города: конечно, они разные, у каждого своя специфика и своё обаяние, оба дороги для меня. Но в тоже время Петербург — это, пожалуй, более уютный и комфортный город для меня.
По сути ничего не поменялось — я не снижаю активность в Москве, просто раньше я приезжал в Питер, а теперь в Москву.
Я планирую много проектов и в Москве и в Петербурге, поездки по стране — мне кажется, будет сложно уже однозначно сказать, в каком городе я провожу больше времени :)

Когда люди узнают о тебе, то получается, что фамилия идёт впереди. Не тяжело ли быть в тени великого прадеда и быть прежде всего его правнуком, а уже потом самодостаточным исполнителем? Для тебя это счастливая звезда или бремя?

Очень по-разному. Имидж Льва Сергеевича, начиная с перестройки, испытывает на себе серьёзные удары со стороны «пропагандистов» и желтоватых СМИ.
Поэтому не могу сказать, что с этой точки зрения обладать такой фамилией очень приятно. Это всегда в некотором роде испытание, когда на протяжении всего своего детства и юности к тебе подходят какие-то странные незнакомые люди, начитавшиеся какого-то мусора, и в агрессивной форме начинают говорить странные вещи.
Тем не менее, я сумел переступить через это и не возненавидеть собственную фамилию. В целом моя просветительская и исполнительская деятельность выросла из желания исправить неверные представления о Льве Термене и терменвоксе.

NB0oNDlERv4

По поводу самодостаточности, то изначально к терменвоксу я пришёл не из личных амбиций, а из объективной необходимости — было стыдно за современных «виртуозов» и мифологию вокруг терменвокса. Почему-то люди считают, что как только они подошли к терменвоксу и сыграли что-то на нём, они «пропагандируют имя Льва Термена» и терменвокс. Как результат таких действий — серьёзные музыканты с терменвоксом не работают, и у многих сложилось довольно снисходительное отношение к инструменту как таковому.

Имя Льва Сергеевича обыкновенно берётся как флаг большинством исполнителей, рассказываются различные версии биографий, факты о терменвоксе (иногда неверные), поэтому мне кажется, что сам инструмент в данный момент ставит серьёзную проблему в самодостаточности для каждого, кто занимается терменвоксом. Это сложный инструмент, но входной порог за последние 20 лет стал очень низким. Поэтому мне не составило труда довольно быстро выйти в сценическое пространство, поскольку уже в первые два месяца занятий на терменвоксе я играл лучше, чем 80 процентов терменвоксистов в мире.

На сегодняшний день я занимаюсь терменвоксом 6 лет и не могу сказать, что у меня есть «конкуренты» — есть исполнители на терменвоксе, которые играют более 20 лет, но технически я сейчас могу сыграть любое произведение из их репертуара. Это не говорит о том, что я такой талантливый, это говорит только о том, что уровень терменвокс-культуры сегодня очень низкий. Собственно, поэтому я и открыл Школу терменвокса — чтобы люди, заинтересованные в обучении, не делали тех ошибок, которые демонстрируют современные исполнители. Сегодня в мире нет стандартизированных и адекватных техник обучения терменвоксу, фактически учиться не у кого.

Есть много людей, которые учат, но это очень странные подходы, которые нивелируют терменвокс как серьёзный музыкальный инструмент.

YUvvNWQ47RY

В Википедии пишут, что серьёзно заниматься терменвоксом ты начал в 2010. Что было до этого? Например, музыкальная школа? Также ты вёл кружок авторской песни — расскажи об этом и вообще о своём музыкальном бэкграунде.

Я начал писать музыку в 5 лет. С раннего детства меня окружала атмосфера музыки, и, конечно, терменвокса. Я испытывал интерес к этому инструменту и симпатию. Думаю, что очень многое из исполнительского опыта, звукового понимания терменвокса было впитано ещё в детстве на подсознательном уровне. Это интересный опыт, мне кажется, что поэтому начать играть на этом инструменте было довольно просто и естественно. До терменвокса я занимался гитарой. Я очень рано начал писать стихи, это привело меня к авторской песне. На мой взгляд, это направление — единственный адекватный симбиоз поэтического текста, интонации и музыки. Впоследствии вёл студию авторской песни для детей и студентов — для меня этот формат очень интересен как междисциплинарный — это затрагивает не только музыкально-исполнительскую, но и литературоведческую составляющую, и в тоже время это очень личный жанр и довольно сложный.

Время от времени возникают дискуссии на тему: терменвокс — синтезатор или нет? Я склоняюсь к мнению, что да — там есть генератор звука и минимальные возможности его модуляции. Ты терменвокс синтезатором не считаешь, насколько я знаю. Как тогда можно классифицировать инструмент, если его всё же нужно вместить в описательные рамки?

Конечно, терменвокс — не синтезатор. Это электромузыкальный инструмент с пространственным управлением.
По поводу разделений — на мой взгляд понятия «синтезатор» и «электромузыкальный инструмент» следует отличать эстетически и исторически. Я с большим интересом отношусь к истории электромузыки, периодически читаю лекции по этому поводу, и в целом можно сказать так — терменвокс, на мой взгляд, стал первым инструментом, который открыл эпоху создания новых музыкальных инструментов, которые должны были стать не менее музыкальными, чем, к примеру, скрипка или виолончель. Т.е. изобретатели стали — вслед за Львом Терменом — ориентироваться на стандарты академического исполнительства. После Второй мировой это направление начало умирать, уступив место хаосу экспериментаторства, которое подарило нам новое музыкальное направление — электронную музыку.

Другое дело, что в большинстве своём современное терменвокс-сообщество ориентируется на западные самоделки, и понятие «аутентичного терменвокса» для них очень размыто, элемент исторического невежества в этой сфере довольно большой. Многие современные модели настолько не отвечают традициям Льва Сергеевича, что эстетически гораздо ближе к синтезаторам, чем к терменвоксу собственно. Это очень печально, так как нивелирует значение терменвокса уже многие годы.

У тебя в коллекции есть немало замечательных и уникальных инструментов, среди которых наверняка есть и аутентичные, изготовленные самим Львом Сергеевичем. Кстати, расскажи о своих терменвоксах.

Лев Сергеевич за свою жизнь сделал не так много концертных терменвоксов — он очень придирчиво выбирал их владельцев. Счастливой обладательницей концертной модели стала Клара Рокмор (единственный виртуоз за историю терменвокса), и она играла на нём до конца жизни. Ломался инструмент — она прекращала играть. Не потому что не было других терменвоксов (её связывали тёплые отношения с Робертом Мугом и его семьёй), просто действительно это тот уровень инструмента, когда становится как-то неудобно и стыдно браться за любительские поделки, или как в случае с инструментами Муга, инструменты, сделанные профессиональным инженером, но без понимания концепции Льва Термена (вот здесь как раз впервые возникает разделение аутентичной культуры и терменвоксов, приближенных к синтезатору). В России большинство терменвоксов Лев Сергеевич делал для себя и своей дочери, Натальи Термен, фактически, единственному человеку, который в России на исполнительском уровне представлял аутентичный подход к терменвоксу, уже в 80-е годы. К сожалению, большая часть инструментов в нерабочем состоянии — в последние годы жизни Льва Сергеевича неизвестные разгромили его лабораторию, сломав инструменты, а другие, вполне известные, занимались разгромом его репутации.

Есть люди, которые серьёзно занимаются коллекционированием современных моделей, это их хобби — не могу сказать, что отношусь к этому типу. Но для меня важно показать слушателям разницу между разными моделями — звуковую и визуальную (для меня это довольно интересный аспект).
Среди современных моделей я предпочитаю Wavefront Classiс и Moog Etherwave Standard с басовым модулем.

Играть ты предпочитаешь, тем не менее, почти всегда на самом простом и скромном из них — Moog Etherwave. Почему?

В настоящий момент нет концертных терменвоксов от современных производителей. Это большая проблема для меня. У меня достаточно напряжённый график, и я не в состоянии ежедневно перевозить с собой Wavefront Classic, который весит около 16 кг.
Поэтому для демонстраций и некоторых концертов (особенно экспериментальных) я часто использую Moog Standard. Это довольно устойчивая к транспортировкам модель со средними возможностями. Конечно, хотелось бы адекватного концертного инструмента, но таких в мире сегодня нет.

Пётр Термен играет на Wavefront Classic

Пётр Термен играет на Wavefront Classic

В твоей жизни наверняка было немало ярких событий, которые потом интересно вспоминать. Расскажи о самых знаменательных из них — встречи с интересными людьми, необычные поездки.

Мне нравится встречаться с новыми людьми, это касается и очень известных людей, и совсем неизвестных. Но, пожалуй, что-то конкретное рассказать я не готов. Единственное, что хочу сказать: встречи с действительно известными и успешными людьми очень вдохновляют, поскольку эти люди воспринимают мир совсем по-другому, это заряжает позитивом.
Что касается поездок, то они всегда очень разные, но самой необычной была ночная импровизация в центре Берлина. Мне нравится, когда слушатели после нашей встречи переоценивают терменвокс и по-новому смотрят на этот замечательный инструмент.

Какую музыку ты сам предпочитаешь слушать?

Очень разную.

Расскажи о сотрудничестве с другими музыкантами, а также с кем бы сам хотел поиграть? Например, группа Сплин известна неравнодушным отношением к терменвоксу и одновременно неумением на нём играть. Сотрудничать с исполнителями такого рода было бы скучно или интересно?

Любая работа с терменвоксом в группе ставит его на второй план, но это можно сделать действительно интересно. Использование инструмента как спецэффекта, а также в стиле «хоррор 60-х» — это неинтересно, я избегаю таких предложений.
Когда ты сотрудничаешь с хорошими музыкантами, это всегда очень приятно и даёт новые возможности — ведь терменвокс всегда звучит в ансамбле с другим инструментом.

Какие у тебя планы на ближайшее будущее, и чего ждать нам как слушателям и ученикам?

В марте в Москве пройдут концерты и лекции. Школа терменвокса будет работать и в Москве, и в Петербурге. Много планов, в этом году будет очередной фестиваль терменвокс-культуры «Терменология», специальный проект «Терменология Про», выставки посвященные Льву Сергеевичу и терменвоксу, летом я планирую вторую сессию оркестров терменвоксов в Москве и Петербурге. Ну и конечно, сольная концертная деятельность. Готовлю новую программу, думаю о выпуске диска. Продолжаем реализовывать проекты совместно с Музеем музыки в Москве.

Related posts:

Узнайте больше из Всякая всячина

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика