Перейти к содержимому

28.05.2014

30

Благополучные и неблагополучные районы Москвы

Во всех городах бывают хорошие (благополучные, престижные) и плохие (опасные) районы. На этот раз хочу рассказать о Москве и её делении по этому признаку. Чтобы вы, приезжая сюда, уже знали, где можно гулять вечером, а где не стоит, и где лучше снимать жильё.

Большой сталинский дом

Типичная обдирная сталинка

В отличие от всем известных Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, Москва не делится строго на благополучные и неблагополучные районы. Скорее делить стоит на саму Москву — благополучную, и всю остальную страну, о которой в известной шутке говорится: «Мы в аду, мама!» Некоторая градация, конечно, существует, но однозначно отличных и однозначно ужасных территорий в Москве нет. Многое зависит от личных предпочтений, так что изложенная ниже информация — субъективное восприятие.

Москва официально делится на административные округа, которых в настоящий момент 12, и каждый округ по территории и численности населения способен соперничать с каким-нибудь крупным городом. Округа, в свою очередь, делятся уже на районы. Их около ста, и рассматривать каждый из них по отдельности нет никакого смысла.

Вот схематичное изображение территории Москвы в пределах МКАД.

Карта Москвы

Схема московской территории внутри МКАД

Видите маленький кружок в центре? Это Садовое кольцо и территория внутри него. Маленькая, правда? Такой была вся Москва всего 200 лет назад. Сейчас это исторический центр. Жить там, конечно, очень престижно. Но не всё так просто. Жильё нереально дорогое, счёт идёт на миллионы долларов за одну квартиру.

Развалюха

Элитные дома на Тверской. 2 минуты пешком от Красной площади

Причём живут не столько миллионеры, которые предпочитают поближе к тёплым морям или Рублёвке, сколько старожилы и всякие народные артисты. Жилья относительно немного — больше офисы и другие учреждения. Дома как правило старые, нередко довоенные, в соответствующем состоянии. До сих пор очень много коммуналок. Мало зелени, много машин. А если говорить о съёме жилья, то занимаются этим в основном любители московской романтики или топ-менеджеры. Итого, жить в центре очень дорого и престижно, но не обязательно хорошо: там в основном не живут, а работают. Каково это — жить в самом центре, описано в соответствующем посте.

Вокруг красного — жёлтый кружочек. Он приблизительно опоясывает территорию внутри ТТК — Третьего транспортного кольца. Такой Москва была всего 100 лет назад, всё остальное было присоединено к городу значительно позже. Сейчас это тоже центр, дорогой и престижный. Удобно, что почти в шаговой доступности основные городские объекты, всё рядом. Минус — плохая экология. Немалая часть жилого фонда — сталинки, считаются очень качественным добротным жильём. Также много советских панелек. В общем, жить там хорошо, но и позволить себе это может или класс выше среднего, или коренные москвичи-наследники.

Петровский пассаж

Петровский пассаж

Большая синяя фигура слева от центра — это запад и северо-запад Москвы. Эта часть города нравится больше всего. Москва-река течёт с северо-запада на юго-восток, воздушные массы движутся примерно в том же направлении. Поэтому на западе Москвы экология — лучшая в городе. Место благополучное — гораздо меньше алкашей и других неприятных личностей, чем в среднем по городу. Улицы чистые и ухоженные. Дома процентов на 80 — многоэтажные панельки. Это касается всей Москвы кроме центра, поэтому в дальнейшем не буду повторяться. На западе Москвы находятся МГУ, Серебряный бор с пляжами на Москве-реке, объекты Олимпиады-80, Живописный мост, Мосфильм. Также именно там построены многие элитные жилые комплексы, включая «Алые паруса», «Дом на Мосфильмовской», «Вилланж», «Континенталь», «Эдельвейс», множество других. Гламурное место, в общем. Через запад Москвы проходит правительственная трасса, соединяющая Арбат с Рублёвкой: Кутузовский проспект.

Дом на Юго-Западной

Запад Москвы. Проспект Вернадского

Сверху от центра — север. Состоит преимущественно из спальных районов. В этой части города располагаются ВДНХ, Останкино, посёлок Сокол, Ходынка, Ховринская больница. Минусы — перегруженность основных улиц транспортом, некоторая индустриальность облика значительной части территории. Цены на жильё немного выше среднего, но ниже, чем в гламурных престижных местах. В общем, ни особо хорошего, ни особо плохого ничего об этой части города я сказать не могу. При выборе жилья останавливать свой выбор здесь скорее стоит, чем нет.

Панельная многоэтажка

Север Москвы. Улица Дубнинская

Оранжевый участок — восток и северо-восток Москвы. Там находятся бывший Черкизовский рынок, гигантский лесопарк Лосиный остров, Измайловский парк, Измайловский кремль, парк Сокольники. Несмотря на обилие зелени, экология там (как и во всей Москве) далека от идеала. В целом жить можно и даже неплохо. Но чем дальше на восток, тем минусов больше. Территория местами не очень ухоженная, запущенная. Контингент не везде благополучный, иногда даже встречаются гопники. Каждый вечер окраинные улицы наполняются алкашами — рабочий класс неизменно заканчивает трудовой день с бутылкой в руках. Не очень приятная обстановка. На востоке в час пик особенно выражена транспортная проблема, так как через него из подмосковных городов Реутова, Железнодорожного, Щёлкова, Люберец, Балашихи в центр Москвы каждый день на работу едут десятки тысяч людей.

Спальный район

Восток Москвы. Новогиреево

Юго-восток, обозначенный сиреневым участком — исторически промышленная территория. Там расположены бывший завод-гигант АЗЛК, завод МНПЗ в Капотне («московский Норильск»), многие другие предприятия. Часть современных жилых массивов построены на месте бывших промзон. Соответственно, экология там ужасна, и в целом обстановка напоминает какой-то Донбасс, несмотря на обилие зелени и водоёмов. К плюсам можно отнести хорошо развитый общественный транспорт и в целом активно развивающуюся инфраструктуру, много нового жилья. Так что кому плевать на аккуратность улиц, чистоту воздуха, а нужна инфраструктура и чтобы всё под рукой, тем там нравится.

Зелёный участок внизу — это юг и юго-запад. Самая неоднородная территория в смысле благополучия и престижности. От бывших советских элитных кварталов на Ленинском проспекте (северо-западная часть этого участка) до печально известного Бирюлёва (юго-восточная часть).

Юг Москвы

Юг центра Москвы. Донская улица

Северо-западная часть этой территории дорогая и благополучная: большая часть оранжевой ветки, часть серой. Примерно в середине находится Чертаново — большая территория, разбитая на несколько районов. В северной её части в советское время планировали построить коммунистический рай на Земле — вышло не очень, но всё равно там неплохо и даже можно сказать престижно. Южнее уже обычные панельные спальные районы. Дальше — чем юго-восточнее, тем менее привлекательно. Конечно, это не значит, что прямо ужасно — повторюсь, Москва примерно однородна, так что кто-то и разницы не заметит. Самый юг занимает Бирюлёво, а за МКАД — Бутово: не такое плохое место, как его малюют, но географически отдалённое. Зелёная ветка южнее Каширской в социальном плане — ниже среднего по Москве. Местами обстановка оставляет желать лучшего. Южная окраина Москвы известна обилием мигрантов.

Унылая окраина

Юго-запад Москвы, окраина. Тёплый Стан

Напоминаю ещё раз, что это — крайне субъективная оценка частей Москвы. Более-менее объективно можно утверждать, что чем ближе к центру, тем лучше вне зависимости от округа, а также в целом западная часть лучше восточной. Но и здесь бывают исключения. Например, жить в районе метро Автозаводская рядом с вонючим ЗИЛом не очень хорошо несмотря на то, что этот район расположен в центре. А спальный район Строгино на самой окраине считается более престижным, чем некоторые центральные районы.

Я рассматриваю здесь только территорию внутри МКАД. Солнцево, Митино и прочие протуберанцы — уже другой разговор.

Related posts:

Узнайте больше из Советы приезжим
30 комментариев Написать комментарий
  1. Lesha
    Май 29 2014

    Интересное мнение, для меня очень даже важная информация. Подскажите, пожалуйста, где лучше остановиться на первое время для поиска работы. С собой денег возьму где-то 55 тыс. руб. При этом интересно, если я поеду на какое-нибудь собеседование, то возьму только документы, а дорожную сумку с вещами оставлю на месте временного пребывания (хостел или др.). Не своруют ли кто нибудь эти вещи? С собой такой багаж постоянно таскать — не вариант. Спасибо за ответ!

    Ответить
    • moskvich
      Май 29 2014

      Если в Москве вам на первое время не к кому пойти, то следует заранее, до отъезда найти и забронировать хостел или гостиницу. Много с собой брать не надо, а из ценностей желательно не брать ничего кроме денег (и то наличкой — только часть их), документов и телефона с компьютером. С этого глаз не спускайте. Остальное, что у вас будет — скорее всего, одежда, предметы гигиены и всякие мелочи. Их не украдут, если только вы, разве что, не попадёте вместо нормального хостела в притон какой-нибудь. Так что малоценные вещи смело оставляйте в комнате, или в крайнем случае можно поместить в камеру хранения на вокзале.
      Много с собой не берите, особенно ценного. На первое время — самое необходимое. Остальное — когда уже устроитесь лучше забрать или вообще здесь докупить со временем.

      Ответить
    • Andrey
      Май 13 2015

      Домой к себе езжай, не нужно тут останавливаться, толку от тебя мало, а от вас лимиты тут не продохнуть

      Ответить
  2. Москва
    Авг 3 2014

    Не могу читать «Москва и москвичи». Описывается много гадости(((. На ее фоне московские достопримечательности проигрывают, и читать о них не хочется вообще. Уже лучше В. Бессонова взять

    Ответить
  3. Москва
    Авг 3 2014

    Я люблю Даниловский район очень. Терпеть не могу Рублевку. Не нравится там вообще

    Ответить
  4. Аня
    Авг 6 2014

    Заметку писал какой-то приезжий недоумок. Давно ли из Мухасрани вывалился, автор? А про «алкашей с бутылками», это не из амеровской ли методички,не? А в «верхнем углу Северо-Восток» вообще доставило. Вы в школе-то учились хоть, чудо?
    В целом бесит, что приезжие пытаются таких же приезжих убедить набором вычитанных штампов.

    Ответить
    • moskvich
      Авг 7 2014

      В «верхнем углу Северо-Восток»? Такой фразы в посте нет.

      Ответить
    • Я
      Сен 25 2014

      Все очень правильно говорите!

      Ответить
    • ирина
      Июл 6 2015

      Спасибо большое автору статьи! я лично из провинции и сделала выбор основываясь на такого рода публикациях, поэтому и купила квартиру в новостройке на Мосфильмовской.
      А вы, типа «неприезжие» беситесь от зависти молча, потому что как едут в Москву, так и будут ехать, как только столицей стане другой город, так и туда рванем :-).
      Всем хорошего дня и меньше злости москвичи!

      Ответить
  5. Марина
    Сен 5 2014

    Как по мне,так отличный пост!!! Я полностью разделяю мнение автора про чудесные районы ))) Думаю,что данная крайне субъективная оценка частей Москвы неплохо поможет кому-либо определиться с выбором района перед покупкой квартиры или аренды жилья!!!

    Ответить
  6. Алексей
    Сен 6 2014

    Уважаемый автор — вы, мягко говоря не правы. Я сам москвич, с востока, там сейчас и живу. Успел пожить как на юге, так и на западе города. Что могу сказать — нельзя весь огромный округ оценивать одинаково. На том же западе — с одной стороны правительственные кварталы в Кунцево, отменный парк вдоль Сетуни — но при этом неслабенькая промзона южнее Можайки. И там же — страшноватая в плане гопоты Потылиха. Вы слепили вместе ЗАО и ЮЗАО, хотя это огромная разница. Таких огрехов хватает в описании любого округа. Не беритесь описывать чужой город по первым впечатлениям — это смешно москвичам, и введет в заблуждение приезжих.

    Ответить
    • moskvich
      Сен 8 2014

      Спасибо за уточнение. Последний абзац как раз и содержит оговорки такого рода, что данная оценка — весьма приблизительна.
      ЗАО объединил не с ЮЗАО, а СЗАО. В промзоне у Можайки мне даже довелось поработать — офис располагался в одном из бывших цехов.
      Потылиха, очень надеюсь, скоро джентрифицируется. Во всяком случае, вряд ли стали бы строить грандиозный Дом на Мосфильмовской в безнадёжно неблагополучном районе. И относительная близость к центру должна повлиять.
      В целом радует, что если раньше у Москвы были определённо тёмные и опасные места, то в наше время их всё меньше. Остаётся мечтать, что лет через 10 их вообще не останется.

      Ответить
  7. Алексей
    Сен 9 2014

    Мосфильмовская да, изначально цивильная улица. А «гопоопасная» Потылиха — 4 номерных Сетуньских проезда. Несколько лет назад там был, возникало ощущение, что я нахожусь в маленьком райцентре, а не около центра Москвы. Насчет Мосфильмовской, как раз очень удачный пример того, как совершенно разные по благополучию территории буквально граничат, находятся в 100 метрах друг от друга. Тут, порой и одну улицу нельзя обобщить, не говоря об округах. Мне проще всего привести примеры с родного ВАО. Южнее Щелковского шоссе довольно приличное и тихое Сев. Измайлово, а севернее — печально известное Гольяново. Тихая и спокойная Халтуринская, переходящая в Открытое шоссе, с его проездами Подбельского, Миллионными, Гражданскими… Веселые места, поверьте. Да масса примеров… С удовольствием поделился бы, так как тема действительно интересная.

    Ответить
  8. Красный кот Джульбарс
    Янв 23 2015

    Донская улица это не «Юг Москвы ближе к центру», а, вообще-то, и есть центр — между Садовым и Третьим, в составе Москвы с 18-го века.

    Ответить
  9. Никитос
    Окт 25 2015

    #Скорее, делить стоит на саму Москву —благополучную, и всю остальную страну, о которой в известной шутке говорится: «Мы в аду, мама!»# крайне возмущен данным высказыванием и не согласен с автором. Про АД я вспоминаю в метрополитене в час-пик, особенно Библиотеке имени Ленина…Я не знаю, из какой провинции автор, но если бы он путешествовал по России, то так бы не выражался. Если бы я стоял перед выбором — жить на Выхино или Бирюлево, но в Москве, или на Высотке, но в Красноярске, то естественно я выбрал бы второе. Также могу сказать и про другие города России. Везде есть и плохие районы, и хорошие. Я живу в Раменках в районе Удальцова-Вернадского, и считаю это лучшим районом Москвы, и это мое субъективное мнение. товарищи, приезжие, хватит поливать грязью свою малую Родину и гордиться тем, что переехали в Москву, если бы вы были состоявшимися и удачными людьми у себя дома, то не поехали бы в столицу…есть, конечно же и исключения….

    Ответить
  10. Dmitry
    Ноя 1 2015

    Странный рейтинг, чувствуется нехватка знаний у автора, в особенности географических особенностей округов. Более корректным было бы рассмотрение районов каждого из округов по отдельности. Потому как даже в ЮВАО, считающимся одним из самых крупных промзон города, есть как вполне приличные для жизни районы, так и не очень (Капотня, Текстильщики). Для примера, вот более детальный рейтинг районов http://www.novostroykino.ru/important/Analiz_rynka_nedvigimosti/Luchshie_rayony_Moskvy/

    Ответить
  11. Aigul
    Дек 3 2015

    Бирюлево печально лишь отвратительной транспортной доступностью — вроде как живешь внутри МКАД, а до ближайшего метро (Аннино или Орехово) ехать как из ближнего Подмосковья. Что касается Бутово, то в стереотипах об этом районе виноваты слухи 10-летней давности да рэпер всея Руси Ноггано, который срифмовал «Бутово, где е**т обутого». Грусть и тоска, товарищи. Северное и Южное Бутово, на мой взгляд — город в городе. Миленький такой провинциальный городок в пяти км от МКАД, где есть и парк, и реченька, и лес, и свой кинотеатр, и кафешка и даже 2(!) Макдака. Словом, типичный спальник, без нареканий. Единственное, что много приезжих товарищей из Щербинки и Подольска, но и это как-то не режет глаз.

    Печально, что столь субъективное «исследование» округов Москвы оказалось таким поверхностным. Складывается ощущение, что автор не был ни в одном из этих округов, и написал на коленке, сидя в метро. Я считаю, что если уж браться за такое благородное дело, то делать это постепенно и описывать каждый округ в отдельной статье.

    Ответить
  12. Мария
    Фев 17 2016

    А что не так с Автозаводской? ЗИЛ уже неск. лет как закрывают и застраивают не промышленной недвижимостью. Учите матчасть

    Ответить
    • moskvich
      Фев 19 2016

      Закрывают и никак не закроют. Трубы дымят вроде бы меньше, чем раньше, но дымят всё равно. Часть территории уже много лет планируют застроить, что-то уже даже построили, но проблема чрезвычайного загрязнения местности не позволяет полноценно застроить и благоустроить всю местность. Может быть лет через 100 только она будет пригодна для жизни. А пока — только островками.

      Ответить
  13. Андрей
    Мар 14 2016

    народ салют всем.прошу прощения.живу в сургуте работаю в якутии.мне 38 лет скоро отработаю северный стаж и отдыхать..в 55.кризиса у нас нет…да и быть не может.на работу летаю на самолете…из сургута до талакана..это название месторождения сургутнефтегаза.ЗП -ОТ 150 000 +кварталки +13я+14 за добычу нефти.два отпуска.от 46 дней.но я не об этом…хотел сказать.первый раз прилетел в мск еще в 2000 годах а у меня жена в сша первая уехала…потом развелась вобщем я к ней летал.а затем пошли куба.индия.имираты….вобщем хочу вам сказать…что вся россия это большая деревня…такой колхоз…нам буржуев не не догнать…какой нафик бизнес цент…какой аэропорт…как жили в заду так и будем…какая мск какой спб…ПАЦАНЫ ЛЕТАЙТЕ НА РАБОТУ САМОЛЕТАМИ…А НЕ НА МЕТРО…приезжайте к нам в якутию на лену тут такая нельма муксун.на вам эта мск.

    Ответить
    • moskvich
      Мар 16 2016

      В отличие от Москвы, про нефтегазовые районы Сибири информации очень мало, а жаль. Знал только пару человек, которые туда уехали. Ну и время от времени попадаются истории про вахтовиков — в основном про то, как их обманывают мошенники.

      Ответить
    • moskvich
      Мар 21 2016

      И ещё: смотря кто за чем едет в Москву. Если всё, что нужно — это заработок, то да. А если люди хотят стать телеведущими, рисовать в студии Лебедева или танцевать в Большом Театре, то Якутия вряд ли будет лучшим выбором.
      Лично я не вижу особого смысла ехать в Москву за деньгами — их тут не так много, как кажется. Сюда едут за мечтой покорить сначала Москву, а потом и весь мир.

      Ответить
  14. Москвичка
    Мар 16 2016

    Живу на востоке, в Перово, у нас через дорогу Измайловский парк, тишь и благодать. Никаких массово алкашей и гопников, только много гастарбайтеров, но вроде мирные. автор ты где ходил?

    Ответить
    • moskvich
      Мар 17 2016

      Массово и нет. Речь о том, что в принципе изредка можно встретить, что для Москвы редкость.

      Ответить
  15. #MSK_PROJECT
    Апр 25 2016

    Отличный рейтинг! спасибо за подборку! мы решили тоже запустить спецпроект о разных районах Москвы «Битва районов»
    http://msk—project.ru/zamoskvoreche-true-kupecheskaya-moskva/

    Ответить
  16. Киров
    Авг 30 2016

    Не знаю, живу в Митино, все устраивает и транспортная доступность и недоступность одновременно. У нас район довольно тихий, есть конечно местные «Герои», но с ними у меня разговор обычно короткий, да и не связываются как правило, если только бухие или под дозой. Но получив по рогам быстро приходят в себя. Так что район не страшнее остальных, жил в Царицыно, в Северном Тушино, не сказал бы что все печально — везде как везде. Насчет остальной России, то не сказал бы что все так печально в России, есть и хорошие и плохие города, Все ведь от людей зависит а не от места их жительства. А в Москве много приезжих, которые стараются навести свои порядки.
    Так что со статьей скорее не согласен, чем согласен.
    P.S. А зарабатывать можно везде, даже в маленьком степном селе, так что тут с автором согласен, что в Москве денег только кажется что много. Из моих ста с небольшим тысяч рублей у меня остается меньше чем в моем городе (где на эти же сто тысяч я смог бы жить качественно лучше). И потом, мой друг в оставленном мною городе зарабатыват те же сто с небольшим, и при этом, что у него своя квартира, не плохой автомобиль, и полное отсутствие пробок.

    Ответить
    • moskvich
      Окт 8 2016

      Митино — как раз северо-запад, район приятный, опрятный, жить там хорошо. Разве что далеко от центра и кроме домов почти ничего в нём нет.
      Кто как, а я в Москву не за деньгами приехал, а за свободой поиска себя. В отличие от других мест, здесь никто не указывает, как надо думать и кем быть.

      Ответить
  17. kormix 1966
    Ноя 22 2016

    Не хотелось бы обсуждать право человека на самоопределение .Но некоторые комментарии ,наверное , действительно помогают правильно соорентироваться в выборе района для проживания.

    Ответить
  18. Женя
    Авг 18 2017

    Добрый вечер. Я переезжаю в Москву. Но понятие не имею в какой район переехать? Нужен тихий спокойный район где много зелени (экология важна). И еще, чтобы рядом была достаточно инфраструктур для нахождения работы. Посоветуйте пожалуйста.

    Ответить
    • moskvich
      Авг 21 2017

      Если работа уже найдена, лучше смотреть ближе к ней. Если нет, не особо важно где — Москва примерно однородна. Парков в Москве много, труднее найти место, где рядом парка не будет. Смотреть стоит по близости дома к метро и транспортной доступности центра — многие рабочие места находятся в центре или близко к нему. И вкусовщина — одним одни районы нравятся, другим другие, это уже на месте надо ориентироваться.

      Ответить

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика