Перейти к содержимому

12.01.2014

11

Рок и метал в Москве

Концерт Digimortal

Digimortal — модная московская группа

Странно, но обзора рок- и метал-сцены Москвы по сравнению с провинциальными городами я не встречал, хотя тема очень важная. Я сам ехал сюда, имея много целей. Но важнейшая из них, которую собирался и собираюсь осуществить в Москве — реализовать себя в рок-музыке, стать звездой тяжёлой сцены. По приезде всё оказалось совсем не так, как ожидал: ну а чего я хотел, переселяясь из лужи в океан? Здесь я опишу московскую рок-сцену с моей субъективной точки зрения в сравнении с рок-сценой города, откуда я прибыл.

В городе моего прежнего жительства на момент моего отъезда существовало около 20 рок-групп, половина из которых была в анабиозе, собираясь раз в несколько лет ради разовых выступлений. Ни одного рок-клуба не было. Насколько я знаю, нет и сейчас. Из-за этого подобрать место для проведения концерта — задача непростая, и мероприятия проходят редко. За всю историю есть несколько человек, которые уехали и достигли вершин на большой сцене. Но жить в этом провинциальном городе и быть звёздами, как это происходит в США или Финляндии, никому не удавалось. Решив, что и мне ничего там не светит, я отважился на переезд в Москву.

Тарья и Майк Террана

Концерт Тарьи Турунен в Крокус-сити

Я ожидал, что в Москве всё окажется примерно так же, только больше, богаче, интереснее. А оказалось, это другая даже не страна, а планета. У нас с коллегой по музыкальному начинанию уже был план, что делать. Всё спуталось: оказалось, музыкальная жизнь Москвы устроена совсем не так, как казалось при взгляде из провинции.

Количество рок-групп в Москве вряд ли кто-то подсчитывал. Не ошибусь, сказав, что их порядка десяти тысяч. Они совсем неоднородны: нет единой рок-сцены. Есть крупные звёзды вроде Би-2 и Зверей, но они имеют больше отношения к эстраде, чем к року, их затрагивать не будем. Любительские и начинающие группы, кавер-группы, клубные, чисто андеграундные и стремящиеся в мэйнстрим, всех возможных стилей, включая экспериментальные и экзотические. При таком количестве и разнообразии невозможно держаться в рамках одной сцены или тусовки.

В отличие от провинции, многие группы хорошо знают, чего они хотят. Не существуют просто так, на что-то смутно надеясь, и так же смутно понимая, что чудес не бывает. Одни играют для себя, своего удовольствия, и не претендуют на большее. Другие намерены добиваться успеха и изо всех сил стремятся в шоу-бизнес. Очень мало у кого получается, но шансы не равны нулю. Третьи застолбили комфортное место и год за годом играют, не выходя за рамки своей субкультуры. Ещё кто-то играет очень качественную, но интересную только узкому кругу фанатов музыку. Много молодых, только прощупывающих почву и пока толком не знающих, чего хотят. Много начинающих, любителей, бестолковых, однодневок. Всего очень и очень много.

А-Виа в Политеатре

Концерт легендарной советской группы «АВИА»

Москва перекормлена рок-музыкой. Каждый день без исключения проходит множество концертов: как звёздных, так и подвальных. Посещаемость даже у звёзд часто невысокая. Иду я как-то мимо одного клуба, далеко не самого крупного. Смотрю, кто там выступает: Overkill, Fear Factory в числе прочих. Сначала не поверил своим глазам: мировые звёзды — и в этом подвале вместо стадионов! Вот к чему приводит многократное превышение предложения над спросом. Дефицита билетов не бывает.

Материальное оснащение групп и заведений очень отличается от провинциального. Фирменное оборудование — правило, а не исключение. Технические проблемы, конечно, возникают, но не являются нормой жизни. Инструменты даже у молодых музыкантов приличные — не обязательно люксовые, но и не китайские. Сказывается другой материальный уровень. Затраты на жизнедеятельность группы очень высокие. Одни репетиции (800-1000 рублей за сессию, а их нужно 3 в неделю, или 12 в месяц) способны разорить кого угодно. Запись в студиях — очень качественных и очень дорогих, обходится во многие тысячи долларов. В плохих студиях даже молодые московские группы обычно не записываются — уровень всё-таки. Как решать эти денежные вопросы — все находят свои способы. Кто-то по знакомству пробивает репетиционную точку подешевле или же открывает свою и сдаёт её другим группам — популярный бизнес среди групп. Кто-то сам занимается звукорежиссурой, благодаря чему затраты на студию снижаются в разы.

Тяжёлая сцена по качеству не уступает лучшим мировым образцам, а вот оригинальностью не отличается и представляет собой копию западной сцены. Групп очень много, все они сидят в глубоком андеграунде, что, по-видимому, всех устраивает. В плане не то что шоу-бизнеса, а даже самоокупаемости там всё безнадёжно. Лавры Carcass и Gorefest никому не светят. Когда очередная группа это понимает и уходит в тень, ей на смену приходят наивные молодые таланты. Рекурсия.

В прежнем городе мы считали, что в Москве группам хоть немного, но обязательно платят за концерты. Это не так. На начальном этапе молодые группы выступают на многочисленных сборных концертах, где им ничего не перепадает. Иначе не напасёшься на такую ораву музыкантов, которых бывает больше, чем публики. Платить начинают только на определённом уровне, когда группа становится узнаваемой и способной собирать аудиторию. До этого уровня дорастают очень и очень немногие.

Московские группы, как и люди, делятся на коренных и приезжих. Да, в Москве очень много групп, решивших рвануть в столицу за удачей. В интернете ведутся споры: а стоит ли ехать? Больше ли шансов? Со своей колокольни скажу, что в Москве у музыкантов есть огромное преимущество — нахождение в центре событий. Здесь они не отстают на несколько лет от главенствующих тенденций, и не узнают новости музыкального мира по «испорченному телефону». Здесь можно в реальности оценить всё разнообразие музыки и шоу-бизнеса, а не ориентироваться по скудным интернет-публикациям. Здесь есть довольно высокая планка качества, и каждый, кто претендует на какое-то место на сцене, должен этой планке соответствовать. Иными словами, в Москве группа попадает в реальный, а не воображаемый мир, который всё ставит на свои места. В карьере одних он ставит жирные точки, другим же даёт реальные, а не воображаемые, возможности.

Уверен, среди читателей нашего блога окажется немало молодых музыкантов, и кому-то из них эта статья поможет принять решение: стоит ли ехать в Москву в погоне за карьерой.

Related posts:

Узнайте больше из О Москве, Особенности Москвы
11 комментариев Написать комментарий
  1. Янв 13 2014

    А как же рок-фестивали? Они приносят популярность?

    Я кстати на одном таком фестивале открыла для себе две группы, слушала их песни, но сейчас их судьбу не знаю(

    Ответить
    • moskvich
      Янв 13 2014

      Фестивали — в наше время едва ли не самый эффективный способ молодых талантов заявить о себе. Групп в них принимает участие очень много, и сам о себе факт выступления там мало что значит. Это как трамплин, с которого можно хорошо подпрыгнуть, а можно никуда не сдвинуться.

      Ответить
  2. Янв 29 2014

    вот не люблю я рок, а раз попала в клуб и там исполняли и знаешь? а орали в конце нормально вместе с ними и адреналин тогда был…)))

    Ответить
    • Июн 26 2015

      Мне вот не кажется, что рок — это когда орут. Может разве что тяжелый металл. Обычная рок-музыка вполне похожа на попсу, просто более ритмичная и смысловая что ли.

      Ответить
  3. Янв 29 2014

    ну и чего за ерунда? пытаюсь нажать на твитт и выползло, что понравилось каким то людям и не исчезает

    Ответить
    • moskvich
      Янв 29 2014

      Оппа, я твиттером вообще не пользуюсь и не умею, так что даже не знаю, что должно происходить при нажатии. Но выходит 404, буду разбираться, что ж такое.

      Ответить

Трекбэки & Пингбэки

  1. Интервью с московской рок-группой Evil Eye
  2. Как стать донором крови в Москве
  3. Лучшие посты блога
  4. Моя музыкальная автобиография
  5. Влияние кризиса на жизнь в Москве

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика