Перейти к содержимому

21.04.2013

16

Немного стёба. Национальный состав населения Москвы по аналогии с США

Сразу предупреждаю: я не расист и не нацист, и если вас огорчает что-то из написанного ниже — это не более чем ваша личная интерпретация.

Комсомольская площадь

«Площадь трёх вокзалов». Именно здесь начинается Москва для большинства приезжих

Москва больше похожа на Америку, чем на Россию. Это касается и населения. О населении Америки мы знаем, что оно крайне разнообразно и многонационально. В Москве всё так же, хотя масштабы поскромнее. Также среди американцев по расово-национальному признаку можно выделить несколько основных категорий:

  • Белые англосаксы протестанты
  • Другие белые европейцы (потомки немцев, поляков, итальянцев, и т д)
  • Негры
  • Латиноамериканцы
  • Остальные.

Найдём им аналогии среди московских жителей.
Белые англосаксы протестанты в США — это потомки первых переселенцев, местная голубая кровь. Когда-то они составляли элиту страны, и до сих пор им часто бывает проще идти к успеху, чем потомкам поздних мигрантов. Но не всё так гладко: быдловатые фермеры-реднеки из захолустья — тоже почти исключительно белые англосаксы.

Москва. Эту категорию населения, как нетрудно догадаться, можно сопоставить со всем известными «коренными москвичами». Обычно они считаются привилегированными, имеют московские жильё и прописку, нередко хорошее образование, непыльную работу, хорошие доходы. Но именно в их среде чаще появляются алкаши, наркоманы, прожигатели жизни. Раньше статус «коренного» открывал все двери, сейчас разница с другими категориями населения всё сильнее размывается. Достаточно посмотреть на мэрию — кто там сидит? Сергей Собянин и Марат Хуснуллин. Явно не местные.

Московское метро

Люди на станции метро «ВДНХ»

Другие белые европейцы. Их предки приехали из разных стран Европы меньше 200 лет назад и в своё время жили компактными колониями бывших соотечественников. Сейчас они полностью американизировались, но у каждой семьи есть родовое предание, кто из их предков, когда и откуда мигрировал. Активная миграция из Европы и особенно из бывших социалистических стран продолжается и в наше время. Большая часть этих новых американцев уже через 10-15 лет полностью ассимилируется. Меньшая держится за корни, от которых в своё время бежала.

Для Москвы это — те самые понаехавшие провинциалы, к которым и я себя отношу. Отчасти потому что не хочу оставаться здесь на всю жизнь. Эта часть населения — самая многочисленная. Сюда же можно отнести приезжих украинцев и белорусов. Многие из приехавших больше 10-15 лет назад успели обзавестись жильём, осесть, стать обычными москвичами, родить детей. Другие приехали только недавно, но органично влились в жизнь города и не чувствуют себя чужими.

Афроамериканцы. Их не так много, как можно подумать при просмотре голливудской продукции. Всего около 10% населения. Относительно малочисленные, но яркие. Живут своей параллельной для массы людей жизнью, говорят на своём языке. Некоторые вливаются в общий плавильный котёл и мало чем отличаются от представителей остальных живущих по соседству национальностей и рас. Другие — наоборот, считают за долг и за честь ярче проявить свои особенности. Часть их культуры, особенно музыку и спорт, хорошо знает почти всё остальное население. Когда кто-то из них добивается действительно значительных успехов, нередко возникают пересуды: это потому что он чёрный?

dem-0029

Москва. Выходцы с Кавказа, преимущественно северного. Здесь есть каламбур: в европейских языках слово «кавказец» (англ. Caucasian) имеет противоположный смысл, а именно обозначает самого что ни на есть белого человека, голубоглазого блондина. Вот так воплощается известный принцип «В Советской России всё шиворот-навыворот». Выходцев из северокавказских республик в Москве не так много, как показывают в кино. Многие из них живут своей обычной жизнью, никак не отличаясь от простых обывателей. Есть также и любители продемонстрировать свою идентичность выходками вроде стрельбы на свадьбе или лезгинки в метро, вечной небритостью и отвратительной манерой одеваться. Это, естественно, раздражает всех нормальных людей, но и наблюдается крайне редко. Также все осведомлены об успехах выходцев с Кавказа в силовых видах спорта, особенно борьбе. И все слышали песни «Чёрные глаза» и «За тебя калым отдам». Некоторым даже нравится.

Латиноамериканцы. Они приезжают в Штаты из соседних стран, большей частью из Мексики. Отличаются внешне, говорят на другом языке, коверкают английский (Spanglish). С каждым годом их становится всё больше. Многих они раздражают, но все понимают, что без них некому было бы строить дома, благоустраивать улицы, торговать в супермаркетах. Стереотипный мексиканец — бедный, плохо ассимилирующийся, едва знающий язык, живущий в трущобах, работающий на низкооплачиваемой работе, не слишком целеустремлённый, обычно безобидный. Но есть и латиносы-преступники, наркодельцы, а есть и самородки, добившиеся карьерных и общественных вершин.

Москва. Многочисленные гости из Средней Азии, преимущественно Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Когда-то мы жили в одной стране, а сейчас Россия — не самая бедная страна, а тот же Таджикистан за 20 лет скатился до уровня беднейших стран мира. За столичную зарплату эти люди готовы идти на риск и терпеть лишения. Зато домой могут отправить часть денег, и семья будет безбедно жить. Кто-то отлично знает русский язык, но многие или коверкают, или вообще знают только пару десятков русских слов. Нередко вызывают неприязнь русского населения, хотя обычно напрасно: тихо живут, делают свою работу. Интересное наблюдение: во время поездки в другой город было странно не видеть азиаток за кассами супермаркета. Быстро вырабатывается привычка, что дворники, строители, дорожные и кассиры почти всегда мигранты. Но часть их получают гражданство, переселяются в Москву, крепко становятся на ноги и очень даже неплохо живут.

Остальные. В США можно встретить выходцев откуда угодно: хоть с Хабаровска, хоть с островов Палау. В Москве разнообразие не так велико, но иностранцев достаточно много. Никто не будет удивляться традиционным одеждам пакистанцев или ангольцев на улице. Можно быть самим собой и одновременно частью целого общества Москвы. Именно это я и называю космополитичным городом. И мне это очень по душе.

Related posts:

Узнайте больше из Особенности Москвы, О Москве
16 комментариев Написать комментарий
  1. Respublic
    Май 15 2013

    >>Нередко вызывают неприязнь русского населения, хотя обычно напрасно: тихо живут, делают свою работу

    Не напрасно. Мелкая преступность в Москве очень сильно от них зависит.

    Ответить
  2. Русский
    Июн 24 2013

    Хач писал статью или по заказу!

    Ответить
    • moskvich
      Июн 24 2013

      Вынужден разочаровать: статью написал я (чистый славянин) и никто её не заказывал. Вы, судя по каменту, считаете, что она прокавказская. А вот жители Кавказа — прямо противоположного мнения, уже успели высказать негодование в связи с якобы оскорблением их народностей. Ну и где теперь правда?

      Ответить
  3. Нерусский
    Июл 14 2013

    Написано логично и толково. Но по двум пунктам не соглашусь.
    Кавказцы -это очень большая спорная группа, под которую попадают и северокавказцы с азербайджанцами (мусульмане) и грузины с армянами (христиане). Так вот кавказцев я бы сравнил с итальянцами в США (не секрет, что греки, испанцы, итальянцы — не очень комфортно чувствуют себя в Штатах). Мафия, Коза Ностра и т.д. А вот чернокожие — это татары. Копни любого русского, найдешь татарина. Также и в Америке: бывшие чернокожие рабы любимы своими бывшими хозяевами-англосаксами и очень хорошо себя чувствуют.

    Ответить
    • moskvich
      Июл 14 2013

      Вынужден уточнить: под кавказцами понимаю именно мусульман. Христиане — ЗАкавказцы. Меня до сих пор сбивает с толку, что в Москве под одну гребёнку — до этого я жил в местности, где их очень даже явственно различают.

      Ответить
  4. Сергей
    Авг 21 2013

    «Пичалька» все это. Я сам наполовину украинец по отцу и русский по матери. Племянница (сестра выходила первый раз замуж за татарина с примесью французов, прибалтов и еще кого то там) — вообще непонятно кто (но смесь получилась колоритная).
    Украину до сих пор заграницей не считаю. В армии среди сослуживцев (офицеры и прапорщики) кого только не было — братьев славян — хохлов, белорусов не в счет, ттатар как бы тоже, давно «свои», но рядом служили и отлично служили те же чеченцы, армяне, азербайджанцы, осетины, абхазцы, таджики (последний с кем служил — образованный и грамотный мужик, подполковник Хаитов, ветеран «афганец») узбеки, даже чука-майор с кем довелось служить в Чечне. И ни у кого даже мысли не было подумать о них как о «чурке» (сори, самому этот термин не нравится).
    Москва самому не нравится своим снобизмом (имхо). Хотя это не только ее касается. Считаю наш русский великодержавный шовинизм — сформирован на пустом месте, и правильно за границей нас никто самих не любит. Сами же своих соотечественников часто стороной обходим, сторонимся и стыдимся за их поведение (имхо).

    Ответить
    • moskvich
      Авг 21 2013

      При взгляде извне становится понятно, как мелочны эти деления. Но при нахождении в самой Москве с ними приходится сталкиваться как с данностью. Чаще всего с негативной стороны.

      Ответить
  5. Сергей
    Авг 21 2013

    p.s. Нет «плохих» национальностей — есть отсутствие нормального образования и воспитания в семье и школе!

    Ответить
  6. Сергей
    Авг 21 2013

    Еще p.s. (сори). В той же Чечне часто приходилось краснеть за наших русских алкашей и гопников не нашедших себе место на малой родине и приехавших по контракту на войну сколотить деньгу, когда шло такое «Рембо» обвешанное оружием по рынку и начинало пальцы гнутьть и права качать перед местным населением(приходилось вмешиваться как старшему по званию). На Кавказе кстати большинство этого населения — такие же мирные и несчастные обыватели как и у нас, уставшие и от своих бандитов и от наших защитников, разрухи, отсутствия работы, нормальной жизни, полнейшей безысходности на тот момент времени, короче. Много тех же ветеранов и Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны.

    Ответить
  7. Сергей
    Авг 21 2013

    Да, еще (если не надоел) — интересный момент. Я служил в одной районной военной комендатуре. У нас с ними почти проблем и не возникало. Как то поинтересовался у местной жительницы по этому поводу. Она рукой махнула и сказала — а, да вы «свои». Оно и не удивительно т.к. мы им эту мирную жизнь и помогали налаживать — газ, электроенергию, наши финансисты обеспечивали ежемесячный привоз денег их бюджетникам. Тот же рынок рядом и разные кафе-закусочные жили в основном только за счет нашей покупательной способности. Даже когда из центра прибывали подразделения плановой «зачистки» (помимо наших, которые проводили уже мы в районе) — выставляли по населенному пункту свои временные блок-посты, чтобы пресекать возможные конфликты между гостями и местным населением. Ходишь вечером и ночью проверять эти посты — костры горят у дороги — местные жители подкармливают наших солдатиков-срочников чем Бог послал.

    Ответить
    • moskvich
      Авг 21 2013

      Есть и другая сторона: региональный сепаратизм и выдавливание русских. Когда уже русских называют чурками — и это в России, а не где-нибудь в Пакистане. Наций плохих нет — есть плохие люди, и в неблагоприятной среде их процент увеличивается. Так что ситуация с ксенофобией в Москве — только очень бледное отражение того ужаса, который происходит в некоторых национальных краях и республиках.

      Ответить

Трекбэки & Пингбэки

  1. Недостатки жизни за рубежом. Часть 2
  2. Обзор iPhone 4S 16 Gb
  3. Парк Кузьминки
  4. Влияние кризиса на жизнь в Москве
  5. Russian reversal или умом Россию не понять

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика