Перейти к содержимому

03.07.2014

4

Интервью с рок-музыкантом Муратом Каширговым

На этот раз у нас интервью с приезжим, нашедшим себя в Москве. Мурат Каширгов — основатель фолк-рок-группы Noba Rey и нескольких других музыкальных проектов. Ещё в студенческие годы во второй половине 90-х Мурат стал заметной фигурой на музыкальной арене города Нальчика, где он в то время жил. После окончания вуза, будучи уже известным на региональном уровне вокалистом, приехал в Москву, где живёт, работает и поёт по сей день.

басист

Мурат Каширгов

Я слушаю твою музыку ещё с детства, но многие читатели о тебе пока не знают. Представься, расскажи о себе в двух словах.

Спасибо. Я родился в Волгограде в семье военнослужащего, но детство и юность до переезда в московский регион прожил в Нальчике. Отучился в школе № 2, затем окончил экономический факультет Кабардино-Балкарского государственного университета.

В каком году ты переехал в Москву? Сколько лет тебе было? Что послужило причиной?

Я приехал в Москву в 22 года, в 1998 году. Хотя ещё годом ранее я не ставил такой цели, пытался найти достойную работу в городе по экономической специальности. Как ты знаешь, там музыкой занимаются в основном в качестве хобби. Но в столице я хотел реализоваться именно как музыкант.

Чем отличались ожидания от переезда и московская действительность?

По большому счёту, у меня не было иллюзий, заранее нарисованной в душе картины московской жизни, Я с чистого листа открывал для себя этот город, многими вещами восхищался, в каких-то разочаровывался. До этого я не выезжал за пределы Кавказского региона и в мегаполисах не бывал.

Музыка — твоя не основная профессия? Чем занимаешься помимо музыки?

Так сложилось, что в процессе поиска подходящей группы или проекта по рекомендации друга я попал на собеседование в консалтинговую фирму уже на второй неделе своего пребывания в Москве и прошёл его. Всё-таки мечты мечтами, а жить на что-то надо было. И в этом деле я остаюсь по сей день. Но при этом работа мне никогда не мешала заниматься музыкой. Наоборот, даёт возможность не думать о коммерческой составляющей сочиняемых песен.

Расскажи подробнее о своих музыкальных проектах.

Не буду заострять внимание на тех двух составах, с которыми я репетировал почти сразу после приезда… Ещё в Нальчике мы с другом — великолепным гитаристом Алимом Настаевым (сейчас он живёт и работает в Штатах) наигрывали совместный материал. Через месяцев 7-8 после моего прибытия в столицу сюда последовал Алим, а ещё несколько месяцев спустя отличный клавишник Рафик Базиев (экс-Ragtime) и один из самых профессиональных барабанщиков Нальчика Валера Лысенко. Я пел и играл на бас-гитаре. В этом составе (группу мы назвали «Замок Грааля») мы поконцертировали какое-то время, а потом по разным причинам распались. К нам с Валерой примкнул гитарист Владимир Кочетков. Об уровне его игры говорит тот факт, что на единственном концерте группы Queen в середине 2000-х (от классичесого состава тогда оставались Мэй и Тэйлор) Володя играл в качестве второго гитариста. Басистами у нас поиграли Роман Мешков и сменивший его Слава Антонец. Этот проект назывался Art-Area. Было какое-то количество выступлений, записи в студиях, но особого успеха мы не имели… После этого я на несколько лет вообще отказался от участие в живых бэндах.

Будучи в Нальчике летом 2003 года, я с другом — гармонистом Асланом Дударом и хорошим приятелем-духовиком Анзором Увижевым в качестве эксперимента записали песню «Осенняя тоска», попытавшись совместить звучание фольклорных инструментов с современным поп-роковым звуком. Я воодушевился. Так вплоть до осени 2005 года было записано ещё 12 треков, в которых партии на гитаре и бас-гитаре исполнил Володя Кочетков. Аранжировками песен занимались я, Аслан, Володя, а также Александр Шульгинов, на чьей студии Shultz records и записывался материал. Альбом «Sign/Знак» вышел, соответственно, в двух языковых версиях. Так родился проект Noba Rey.

В следующем году в рамках проекта вышел второй альбом «The other side of Legends», который аранжировал и сводил я сам. Помогали мне Володя, Анзор и Аслан Готов — известный клавишник, живущий и работающий сейчас в Канаде. Работа над третьим альбомом в силу разных причин затянулась на шесть лет. Диск вышел летом 2013-го года. Он стал самым объёмным по количеству треков (18) и самым разноплановым по звучанию. В работе над ним мне помогали 11 отличных музыкантов (в основном земляков), что и привнесло разнообразие в звучание песен.

рок-группа

Мурат Каширгов и Игорь Бережнов

В этом году Noba Rey наконец-то перестал быть сугубо студийным проектом и стал «живым». Я очень благодарен замечательным музыкантам и ребятам — гитаристу Эльдару Тетуеву и барабанщику Игорю Бережнову за совместную творческую работу. Мы дали несколько концертов зимой и весной и сейчас открыты для предложений относительно новых выступлений.

В каком состоянии находится сейчас российский шоу-бизнес? Какое место в нём занимает рок-музыка, какие есть перспективы?

Это довольно болезненный вопрос. По-моему во времена запретов, гонений и прочих неприятных явлений в обществе рок-музыка и вообще живая музыка у нас в стране имела больше возможностей. Как ты можешь видеть, в эфире более-менее популярных каналов в последние лет 7-8 лет практически не появляются даже коллективы, звучавшие отовсюду в начале двухтысячных, вроде Би-2 , Сплина и прочих, которые я лично не считаю хоть как-то подходящими под определение рок-групп. Но факт есть факт: даже такая музыка полностью вытеснена попсой, а про полноценные рок-группы и говорить не приходится. Соответственно, сам российский шоу-бизнес — это хоровод, состоящий из одних и тех же персонажей, перетекающих с одного канала на другой. Всё-таки ТВ — главный способ раскрутки исполнителей. Радиостанций слишком много, чтоб рассчитывать на полноценную отдачу от ротации там. В конце 90-х — начале 2000-х была совершенно другая ситуация. Были независимые продюсерские компании, были лейблы, в том числе представительства западных, принимавшие записи с целью поиска талантов, были ТВ-проекты с живыми группами на главных каналах, зачастую совсем неизвестными широкой аудитории. Сейчас этого нет.

Было когда-нибудь желание всё бросить и вернуться?

Нет, такого желания не возникало, потому что я понимал, что в Нальчике меня не ждут радужные перспективы. Всё же, в столице год за годом создавался какой-то задел, касающийся разных сторон жизни.

Как отличаются жизнь и люди в Москве по сравнению с Нальчиком?

Жизнь в Нальчике гораздо более размеренная, нет суеты, время течёт плавно. Но, как я и говорил выше, мало способов для самореализации. Столица — это совершенно другой ритм, больше возможностей, но и выше плата за это: время летит очень быстро, уходит много жизненной энергии, часто меняется круг общения, неизбежны разочарования… Люди в Нальчике в своём большинстве более фундаментальные, со своими принципами, с присущим жителям Кавказа менталитетом. Хотя и в Москве встречаются замечательные люди из разных уголков страны, но всё же чаще всего со своими проще строить отношения в силу перечисленных черт.

Наверняка ты поддерживаешь связь с другими людьми, приехавшими в Москву из других мест. Как сложилась их жизнь?

Наверное, одна из главных прелестей жизни — это неповторимость каждой судьбы. Я не знаю двух людей, даже близких друзей, у которых бы что-то по жизни шло одинаково хорошо или плохо. И анализировать и говорить со стороны правильно ли человек поступает, хорошо ли ему — бессмысленно, у всех разные критерии оценки успеха и просто разные потребности в жизни. Да, я знал и знаю многих ребят, в разное время приехавших в Москву, чтобы найти своё место в ней и вообще в жизни. Были и откровенно трагические истории, были и взлёты. Лично я буду искренне рад за каждого реализовавшегося земляка.

Какие рекомендации и пожелания ты хочешь оставить тем, кто стремится к цели?

Основная рекомендация — не обращать внимания на многочисленные рекомендации и двигаться по задуманному пути. Главная трагедия для творческого человека — это нереализованность. Надо сделать максимум, чтоб не было потом ощущения горечи от упущенных возможностей, а дальше — вопрос провидения. Всегда есть вероятность вытащить счастливый билет. Творите, дерзайте и ищите себя!

Related posts:

Узнайте больше из Всякая всячина, Музыка
  1. Июл 7 2014

    А я б хотела музыкой заниматься, если бы умела и могла. Если бы были друзья по интересам.

    Ответить
    • moskvich
      Июл 7 2014

      Возможно, тут всё проще. Меня ещё в школьные годы вдохновила песня Николая Трубача «Научись играть на гитаре и в путь». Ну я и научился (вернее, учусь всю жизнь теперь). Так что, просто взять гитару, выучить несколько аккордов, и всё, этого хватит, если только для себя.
      А вот заниматься профессионально — тут всё намного сложнее. И лучше даже не начинать (принцип: можешь не играть — не играй).

      Ответить
  2. Надежда Давыдова
    Авг 19 2014

    Рок, как мне кажется, музыка бунтарей. Люди любят рок за силу и вызов, порой даже пытаются лечить этой музыкой душевные терзания… Мне кажется, ее любят молодые, ищущие свой путь.

    Ответить
    • moskvich
      Авг 22 2014

      Это имеет место: именно эти самые душевные терзания побуждают делать мир лучше и стремиться к вершинам.

      Ответить

Поделитесь своими мыслями. Оставить комментарий.

(required)
(required)

Внимание: HTML не допускается. Ваш адрес электронной почты никогда не будет опубликован.

Подписаться на комментарии

Яндекс.Метрика